Frets on Fire
На первый взгляд «бытие» музыканта полно удовольствия и веселья. Отправляешься в турне по всему миру, путешествуешь, собираешь толпы фанатов на стадионах, развлекаешься с друзьями и выкладываешься по полной при записи нового альбома.
Отчасти – так и есть. Но, взяв в руки настоящую гитару или хотя бы барабанные палочки, понимаешь, что извлечь из инструмента что-нибудь не слишком похожее на смесь брейкса, нойза и грайндкора невероятно сложно. А ведь ритм-игры вроде Guitar Hero говорили об обратном! Тренькаешь себе по клавишам контроллера в заданный ритм и наслаждаешься происходящим.
Frets on Fire демонстрирует всю сложность извлечения музыки. Хотя, наверное, разработчики и не планировали сделать эту игру хардкорным симулятором. Но по каким-то непонятным причинам у них это всё равно получилось.
Очень плохая музыка, я думал, лучше будет
Frets on Fire должна была стать прямым конкурентом Guitar Hero – серии музыкальных ритм-игр, «выстрелившей» в начале 00-х и принёсшей и создателям, и издателям килограммы денег. Любители «выжимать соло» на воображаемой гитаре покупали не только сам диск, но ещё и специальный контроллер, который стоил немало. И при этом всё равно умудрялись получать максимум удовольствия.
Создатели Frets on Fire планировали переманить на свою сторону людей, которые не хотели покупать гитарный контроллер или просто не могли себе его позволить. При этом сама игра была максимальной простой – она не использовала даже отдельный движок, а была полностью написана на языке программирования Python, который сейчас используется практически во всех возможных сферах. При создании разработчики ориентировались на управление с клавиатуры – отбивать ритм предлагалось нажатиями на кнопки.
Не то чтобы в то время – а это был 2006 год – на рынке музыкальных симуляторов ощущалась острая нехватка проектов, ориентированных на управление с клавиатуры. Например, всё та же японская osu! предлагала использовать для геймплея всего две или четыре кнопки. Но игры из Страны Восходящего Солнца никак не могли похвастаться известностью на западном рынке. А значит – ниша была открыта.
Для игры предлагалось держать клавиатуру как гитару. Это было весьма оригинальной находкой. В конце концов, клавиатура есть у каждого владельца компьютера. Пользователи с ноутбуками по вполне понятной причине шли мимо.
В общем, предыстория была простой и вполне очевидной. Вопрос – что могло пойти не так?
Особенности управления Frets on Fire
Длинные и тонкие пальцы также называют «пальцами музыканта». Дескать, человек с такими руками может и на пианино играть, и на гитаре, и на прочих инструментах, где требуется извлекать музыку прикосновениями к струнам или клавишам. И во Frets on Fire можно получать удовольствие только в том случае, если у тебя – те самые пальцы музыканта.
Геймплей прост, как аккорды к песням Цоя. На экране появляются разноцветные ноты. Как только они дойдут до определённой точки, нужно нажимать соответствующие кнопки на клавиатуре. Вот только лады (гитарные) разработчики почему-то привязали к клавишам F1-F5. А отбивку аккордов – к кнопке Enter. Теперь попробуйте взять клавиатуру и сыграть что-то подобное, нажав одновременно Enter и F3, например.
Чем сложнее композиция – тем хардкорнее становится геймплей. В некоторых случаях нужно зажимать одновременно несколько клавиш из линейки функциональных!
При этом каждая пропущенная нота приводит к тому, что счётчик очков сбрасывается. А пополняется он только в том случае, если удалось успешно сыграть целую партию.
А потом разработчики ещё и приём «легато» добавили. Это только усложнило управление. Тем более, версия Frets on Fire со встроенным «легато» содержала множество ошибок. Так что для получения удовольствия в игре требовалось стать мазохистом. Ну или обладать невероятно длинными и ловкими пальцами. С другой стороны, это в будущем может весьма и весьма пригодиться.
Пользовательские модификации Frets on Fire
То, что игра работает на самописном движке на Python и распространяется практически по лицензии Creative Commons, позволило программистам-энтузиастам со всего мира «допилить» её. Таким образом во Frets on Fire появились:
- Многопользовательский режим для двух пользователей за одним компьютером;
- Многопользовательский режим для двух пользователей с двумя клавиатурами;
- Сюжетные кампании и режимы карьеры.
Разумеется, пользователи и собственные треки делали. Причём у игры было довольно-таки сильное русскоязычное комьюнити, так что в доступных композициях появились песни групп «Ляпис Трубецкой», «Эпидемия», «Ария», «Стигмата» и многих других.
Проект существует до сих пор и доступен для огромного количества платформ, причём совершенно бесплатно. Разве что не обновляется, но это уже частности.