Layers of Fear
Говорят, чтобы стать гениальным творцом, требуется быть немного «не от мира сего». Действительно, обычный человек, который тратит своё время на походы на не слишком-то любимую работу, чтобы получить зарплату и заплатить кредит за городской седан среднего класса, вряд ли способен нарисовать картину, написать песню или создать скульптуру, поражающую своей глубокомысленностью и эмоциональной составляющей.
Но вот только где та тонкая грань, разделяющая «тонкую чувствительность» и безумие? В какой момент человек перестаёт быть «обычным» и становится творцом? Луис Уильям Уэйн, британский иллюстратор, всю жизнь рисовал милых антропоморфных котов. Но истинную популярность он снискал лишь в старости, когда его шизофрения начала прогрессировать, а иллюстрации становились всё более психоделическими.
Layers of Fear от польской студии-разработчика Bloober Team, погружает в больное сознание художника. Этот хоррор рассказывает о творчестве, которое сводит с ума. Или – о психическом расстройстве, способном рождать шедевры?
Чем бы вы ни занимались в жизни, делайте это всем своим сердцем
Layers of Fear начинается с того, что главный герой оказывается в особняке, выполненном в викторианском стиле. Бродит по комнатам и коридорам. Видит мышеловки в углу, какие жуткие иллюстрации для «Красной шапочки» на столе, спиртное в шкафу. Проникает в комнату художника, в центре которой стоит накрытый мольберт. Дверь закрывается. Выхода нет, пора сорвать полотно с мольберта и закончить шедевр.
Дальше начинается исследование дома. Для того, чтобы нарисовать этот самый шедевр, требуется найти разные предметы по всему особняку. Вот только дом – не то, чем кажется. Это сложный, непонятный лабиринт, который постоянно преображается. Двери больше не ведут в те комнаты, из которых открылись; в привычных помещениях появляются новые предметы и исчезают старые; а полотна на стенах с каждым разом становятся всё более и более жуткими.
Да и сам художник не слишком-то психически стабилен. Об этом становится понятно после прохождения игры, когда она полностью раскрывает свой сюжет. Да и предметы, которые он собирает для создания той самой картины, магнум опус, тоже навевают жуть.
Layers of Fear погружает в атмосферу безумия постепенно. Детали окружения постоянно меняются, дом преображается – но при этом не сразу. Сначала начинаешь понемногу не доверять себе – разработчики специально предусмотрели этот вариант, они играют с геймером и обманывают его.
Каждое действие игрока в Layers of Fear ведёт к одной из трёх концовок. И только одна из них достаточно «хорошая». Но, учитывая, чем именно художник создавал свой шедевр…
В общем, хэппи-энда не будет в любом случае.
Чем пугает Layers of Fear
«Симулятор ходьбы» Layers of Fear – это классический психологический хоррор, который пугает в первую очередь постепенным погружением в атмосферу безумия. Здесь практически нет стандартных скримеров и призраков (кроме почившей жены героя, которая стремится найти его и обнять), выживать с последними патронами или спичками тоже не требуется. Нужно просто ходить по дому взад и вперёд, разыскивая компоненты для своего шедевра.
Викторианский особняк – большой. И поэтому бродить придётся очень много, периодически разгадывая различные головоломки. С каждым шагом погружение в безумие становится всё более глубоким, потому что дом постоянно меняется. Отводишь камеру-голову в сторону от двери – и она исчезает, а на её месте появляется коридор, которого раньше не было.
Играть в Layers of Fear, как и в другие хорроры, лучше в наушниках. Звуковое сопровождение не то чтобы пугает, но нагнетает тревожную атмосферу. Постоянные шорохи, непонятные постукивания и попытки мёртвой жены сыграть на фортепиано, невероятно фальшиво – всё это прекрасно вписывается в историю безумия.
Искусство в Layers of Fear
Практически в каждой пройдённой комнате можно найти записку, которая раскрывает трагическую историю семьи, что жила в этом викторианском особняке. И сюжет – на самом деле – довольно мрачный. Он одновременно невероятно трагичный и жизненный, и каждая найденная деталь, записка, заметка дополняют историю.
Но главное достоинство Layers of Fear – это отношение игры к искусству. Картины, которые главный герой встречает в своём путешествии по заброшенному особняку, одновременно отвратительны и эстетичны. Запечатлённые на них образы – отражение внутреннего состояния художника. Впрочем, некоторые из картин принадлежат перу вполне реальных художников – Рембрандта, Гойи и Босха. И они тоже невероятно кошмарны.
Layers of Fear – это созерцательный хоррор, рассказывающий о психическом расстройстве и безумии. И он делает всё, чтобы сделать самому игроку некомфортно, пусть и пугает не так сильно, как хотелось бы.