Limbo
На окраине чёрного-чёрного леса стоял чёрный-чёрный город. В нём жили чёрные-чёрные люди, чёрные-чёрные комары, чёрные-чёрные пауки в два человеческих роста, отовсюду торчали чёрные-чёрные шипы и чёрные-чёрные капканы. И посреди этого безобразия шёл мальчик. Чёрный-чёрный.
Страшно-то как!
Сюжетная завязка Limbo не отличается особой оригинальностью. Маленький мальчик с горящими глазами просыпается в середине чёрного леса, расположенного где-то неподалёку от ада. Сначала совершенно не понятно, что конкретно он тут забыл, но потом выясняется – ребёнок пришёл за своей сестрой. Осталось только её найти.
С этого и начинается неспешная пробежка через мрачный чёрный лес. Вообще вся игра выполнена в тёмной стилистике, поэтому довольно быстро погружает в не очень понятное настроение. Ничто во вселенной Limbo не выглядит лучиком надежды. Лес тёмный и пустой (а иногда – лучше бы был пустым), город тёмный и не менее пустой, остальные локации такие же. Грустно, страшно, немного неловко. Такое ощущение, что все персонажи тут успешно умерли, и сейчас переживают свои адские страдания и мучения.
Разработчики тоже не торопятся объяснять происходящее. Они даже заканчивают Limbo открытым способом – и сиди, гадай, что это было. Одна из интерпретаций – это то, что мальчик и его сестра уже умерли и оказались в католическом лимбе, месте, где находятся души добродетельных людей, не ставших христианами. Другая – что мир Limbo является частью нашего, и никто из персонажей не завершил свой жизненный путь. Третья – что мальчику просто снился дурной сон, и в самый неподходящий момент его разбудили.
Но Limbo подкупает не сюжетом, а геймплеем. С одной стороны, это классический платформер. С другой – здесь всё сделано для того, чтобы испугать игрока и заставить его почувствовать муки совести. Ведь только по-настоящему бессердечный человек сможет спокойно наблюдать за тем, как маленький мальчик раз за разом оказывается в смертельной ловушке, опасности или пасти очередного монстра.
Как играть в Limbo
Limbo с точки геймплея – классический платформер. Бежишь себе по локации слева направо (иногда – справа налево), подтаскиваешь различные коробки и ящики для преодоления препятствий, перепрыгиваешь шипы и медвежьи капканы.
Но чёрно-белый визуал немного изменяет атмосферу игры. Она становится значительно страшнее, даже если не задумываться над тем, что в лесу живёт гигантский паук. И главный герой, и окружающие его предметы – лишь чёрные силуэты на сером дымчатом фоне.
Дальше геймплей становится мрачнее, отвратительнее и жёстче. Многие бросают проходить Limbo уже через несколько минут после старта, когда предлагается использовать тело мёртвого ребёнка в качестве ступеньки или триггера, при этом протащив его за ноги через большую половину локации. А зря, потому что в дальнейшем игра запускает эксперименты с гравитацией и прочие дополнительные механики, делающие прохождение ещё сложнее.
При этом останавливаться, чтобы передохнуть, тоже нельзя. В лесу, где проходит большая часть действия Limbo, живёт гигантский паук. И если стоять – он доберётся до персонажа, чтобы превратить того в добычу. Впрочем, в некоторый момент нужно, чтобы паук практически дошёл до несчастного мальчика.
Впрочем, одним гигантским пауком бестиарий Limbo не ограничивается. Здесь также представляют опасности светящиеся черви-паразиты, которые мгновенно берут ребёнка под свой контроль и отводят к ближайшей опасности (а игрок в этом время в ужасе смотрит на происходящее, будучи неспособным сделать что-либо), собакоподобные монстры и прочие огромные комары.
В этом плане Limbo больше похож на кошмарный сон, чем на игру. Полное отсутствие музыки, кроме тихого эмбиента и звуков окружающего мира, дополнительно подчёркивает нереалистичный экспириенс.
Головоломки Limbo
В Limbo очень много головоломок – и лучше бы это были классические «подбери нужный ключ» или «поверни рубильники в правильном порядке». Нет, каждый из паззлов способен убить персонажа. Собственно, зачастую головоломки и проявляют себя через смерть главного героя. Мальчик погибает – и игрок понимает, что здесь нужно попробовать пойти каким-то другим образом.
При этом многие из головоломок завязаны либо на физике, либо на жёстком тайминге (либо и то, и другое). Если запустить камень слишком рано – он не собьёт паука, и монстр доберётся до ребёнка. Слишком поздно – и булыжник собьёт мальчика. И нужно очень точно подбирать момент. А это – одна из первых головоломок! Дальше – сложнее, придётся вспоминать и механику, и физику.
К счастью, чекпоинты в Limbo расположены достаточно часто. Разработчики предусмотрели этот момент, так что бежать через всю локацию после какой-либо неудачной смерти не придётся. Но и пройти без единой гибели – тоже.