Metal Gear Solid
Ещё до того, как Хидео Кодзима стал гением и выпустил самый претенциозный симулятор курьера в мире, он работал обычным гейм-дизайнером в студии Konami и занимался в первую очередь созданием экшенов Metal Gear.
Дело было в далёких 1990-х, проекты выпускались на различные «олдскульные» платформы вроде NES, MS-DOS и даже MSX2, и уже изначально были ориентированы на стелс-прохождение. Причём такую спецификацию они получили из-за технических ограничений видеокарт тех времён – графическая подсистема просто не могла изобразить на экране достаточное количество пуль, чтобы Metal Gear был классическим экшеном. Тогда Хидео Кодзима, вдохновившись книгой «Великий побег», придумал – герой должен быть не сражаться с противниками, а при возможности избегать их.
Первые три игры серии Metal Gear рассказывали сразу о нескольких героях, и Солид Снейк, который позже станет лицом своей отдельной линейки проектов, в них представлялся просто ещё одним персонажем. Но он настолько полюбился аудитории, что Konami решила посвятить ему собственный экшен. Так на свет и появилась сначала Metal Gear Solid, а затем и целая серия.
У коробок, оказывается, огромная история
Альтернативный 2005 год, вымышленный остров Шэдоу-Мозес где-то неподалёку от Аляски. Команда американских спецназовцев в содружестве с профессиональными усиленными солдатами захватила целый ядерный арсенал, который подлежал утилизации, и гигантского боевого робота «Метал Гир». Террористы требуют от Белого Дома США выдать им остатки военного командира Биг Босса, а в противном случае ударят по Вашингтону ядерной ракетой.
Впрочем, американцы не ведут переговоров с террористами, даже если те требуют просто полуразложившийся труп. И поэтому на остров Шэдоу-Мозес прибывает солдат по имени Солид Снейк, который после трёх предыдущих игр решил уйти на покой и хоть немного мирно пожить на Аляске.
Пользуясь коробками и прочими подручными укрытиями, Солид Снейк проникает на захваченную базу и от местных пленённых командиров узнаёт, что проект «Метал Гир», оказывается, в самом апофеозе разработки. Тут создаётся ещё более продвинутая версия гигантского боевого робота, который будет невероятно опасным и могущественным. Затем он встречается с главарём террористов, «старым знакомым» Ликвидом Снейком, и узнаёт, на кого тот работает и зачем ему остатки Биг Босса. И всё это на фоне разворачивающейся шпионской истории, в которой никому верить нельзя. С кибер-ниндзя, клонированием суперсолдат и гигантскими боевыми роботами.
Понятно, что уже с первого эпизода в Metal Gear Solid придерживался определённый градус абсурда. Но при этом в комедийность он не перевешивал. Да, есть клонированные генетически модифицированные солдаты – но почему бы и нет? Да, есть гигантский боевой робот – но американцам же нужно чем-нибудь грозить потенциальному противнику за океаном?
Простой стелс в Metal Gear Solid
Сразу стоит сделать оговорку на то, что оригинальная версия Metal Gear Solid вышла в 1998 году. Поэтому и стелс-механизмы в ней элементарные. Так, главный герой может скрыться от взглядов противников, просто достав из инвентаря картонную коробку и забравшись в неё (почти как котик). И ни у кого не возникнет вопросов, чего это гофротара валяется в самом центре секретной военной базы и, более того, перемещается с места на место.
Солид Снейк также умеет забираться в вентиляционные шахты и ползать по ним, совсем как Брюс Уиллис в «Крепком орешке». Способен скрываться в тенях около стен и даже выглядывать из-за угла, чтобы незаметно оценить обстановку. Патрульных можно отвлечь броском камня в железку.
В общем, стелс, хоть и элементарный, но использующийся в играх до сих пор. Например, в той же A Plague Tale: Innocence главная героиня тоже отвлекает противников метким броском камня в железку. Но максимального уровня скрытности – накрыться картонной коробкой – до сих пор никто не предложил.
Дополнительные геймплейные особенности Metal Gear Solid
Впрочем, геймплей не ограничивается попытками пробраться незаметно мимо патрульных. Иногда и пострелять дают.
В первую очередь экшен проявляется при столкновениях с боссами. Эти противники отличаются не только крупными размерами и превосходными запасами здоровья. Каждый из них требует собственного подхода и тактики. В некоторых случаях битвы можно избежать, решив вопрос мирным путём. А иногда она требуется в обязательном порядке.
Также иногда потребуется решать различные головоломки. Как правило, они не слишком-то сложные, а поблизости всегда есть какая-нибудь подсказка. Однако некоторые входят в рейтинг самых «запутанных» загадок в видеоиграх – например, попытка узнать радиочастоту Мэрил. Решение этой головоломки стоит искать в реальном мире, а лучше – учитывая, что за окном 2020-е – просто погуглить.