Metro Exodus
2035 год. Более двадцати лет назад произошла ядерная война, которая практически полностью стёрла население Земли. Повезло, по всей видимости, только москвичам – часть из них успела укрыться в метро. И теперь, в этих подземных тоннелях, они пытаются построить новую цивилизацию – но не очень-то успешно.
Однако Артём – один из выживших – понимает, что жизнь могла сохраниться не только в Москве. Он даже ловит странные радиосигналы, которые явно приходят не из столицы. Поэтому он берёт модифицированный паровоз и отправляется в путешествие по постапокалиптической России в поисках тех, кто мог пережить ядерную войну.
От Волги до Енисея – леса, косогоры да степи
Metro Exodus – третья большая игра из серии «Метро 2033» по романам Дмитрия Глуховского. Если первые две рассказывали о постапокалиптическом выживании в московской подземке, а главный герой практически не выбирался на поверхность, то в «Исходе» придётся колесить по большей части России.
Как с удивлением для себя выясняет главный герой, за пределами Москвы всё-таки есть жизнь. На своём модифицированном паровозе он побывает сразу в нескольких провинциях и регионах – сначала в Самаре, затем на Ямантау (это на юге Урала), немного около Каспийского моря, в таёжных лесах, Новосибирске и даже на Байкале. И везде он будет встречать людей, которые так или иначе приспособились к выживанию в новом, уже разрушенном и уничтоженном мире. Например, около Самары он встретит секту отрицателей электричества и прочих высоких технологий, которые стремятся жить в миру с природой и окружением. А в тайге – познакомится с группой выживших, которую терроризирует огромный медведь-мутант, называемый местными Хозяином леса.
В общем, в Metro Exodus есть на что посмотреть – на каждой новой локации обитают невероятно странные личности. Да и сама Россия, разрушенная ядерной войной, выглядит довольно красиво.
Игровой процесс Metro Exodus
«Метро: Исход» по-прежнему является шутером от первого лица с небольшим количеством элементов RPG и экшена. Прокачка присутствует лишь в необходимом минимуме, равно как и крафт или модификации оружия. При этом Metro Exodus – это в первую очередь сюжетно-ориентированная игра, в центре которой находится именно история про покорение постъядерных средних широт.
При этом сам сюжет тоже изменил свой вектор. На сей раз не нужно спасать метро от какой-нибудь внешней угрозы. Герои едут по стране, знакомятся с выжившими и пытаются найти местечко для себя, чтобы остаться там жить.
Каждая большая глава-локация предлагает смесь открытого мира и линейных уровней. То есть, возможно, сначала Артёму потребуется пошастать по туннелям в поисках чего-либо, а затем он сможет выбраться на поверхность и там побродить по лесу, размышляя о смысле бытия. Но некоторая линейность всё равно присутствует, так что пока не будет пройдена ключевая миссия, отправиться в другой город не получится.
Во время таких путешествий иногда даже пострелять дают. Не особо часто – в населённых территориях монстров меньше, чем в московском метро, так что в чистое шутерство геймплей не скатывается. Он балансирует между необходимостью рассказать историю и стремлением развлечь игрока перестрелками с монстрами.
Персонажи и особенности Metro Exodus
Если первая часть серии «Метро 2033» была посвящена защите московской подземки и обитающих в ней выживших от всяких нехороших монстров, а вторая – от не менее нехороших людей, то Metro Exodus – это личная история путешествия по стране.
Например, в какой-то момент Анна, жена главного героя, заболевает. Тогда Артём принимает решение развернуть паровоз и направить его в Новосибирск – в надежде найти среди развалин местного Академгородка довоенное лекарство. И это – довольно важный момент, потому что демонстрирует, на чём ориентируется сюжет.
За время путешествия по России Артём встречает множество интересных персонажей:
- Отец Силантий (Волга). Основатель секты технофобов, отказавшихся от электричества и поклоняющихся Царь-рыбе – огромному мутировавшему сому;
- Доктор (Ямантау). Безумный глава умалишённых сотрудников правительства, которые за время пребывания в бункере стали каннибалами;
- Барон (Каспий). Глава бывших нефтяников, который основал кровопролитный и рабовладельческий культ имени себя;
- Пионеры и Пираты (Тайга). Две группы выживших с кардинальной различной идеологией. Страдают от нападений Хозяина Леса – огромного мутировавшего медведя.
При этом у каждого из них есть собственная идеология, продуманная и проработанная. Даже поступки якобы злодеев в конечном итоге объясняются, и в какой-то момент можно поймать себя на сопереживании этим персонажам, будь они рабовладельцами, технофобами или каннибалами.