Metro: Last Light
Москва, 2034 год. Примерно два десятилетия назад в мире случилась ядерная война, из-за чего большая часть городов и посёлков оказалась уничтоженной. Москва, пережившая практически прямые удары, разрушена до основания. Однако некоторые люди в ней выжили, укрывшись от ядерных взрывов в метро.
Теперь они и обитают в туннелях и на станциях. Под землёй образовалось новое общество, со своими политическими силами и группировками. Кроме междоусобных конфликтов, местные жители страдают от столкновений с многочисленными мутантами. И даже это хрупкое сообщество оказывается под угрозой.
Мне трудно видеть белый свет, мне лучше в полной темноте
Первая часть серии «Метро 2033», которая так и называлась, знакомила игрока с миром постапокалиптической Москвы. В ней жителям «подземки» угрожала вполне понятная и очевидная опасность извне – мутанты, называемые Чёрными. Эти гуманоиды обладали псионическими возможностями и могли, например, вызывать галлюцинации или страх, а также превращать свою психическую энергию в телекинез.
Вторая часть – Metro: Last Light – глубже погружает в социальную и политическую систему московского метро. Такой опасности извне уже нет, хотя вроде Чёрные и истреблены не до конца. Теперь угроза исходит от политически-социальной группировки, которая хочет подчинить всю систему станций и тоннелей. Называется она, чтобы упростить «ориентирование», «Красные».
Разработчики из студии 4A Games немного расширили мир метро. Теперь Артёму – а именно так зовут центрального персонажа игры – придётся периодически выбираться на поверхность. Там, правда, ничего особенно интересного нет, поскольку всё самое важное скрыто под землёй: и скрытые секретные туннели московского метро, и некогда правительственные бункеры, и наиболее опасные монстры. На поверхности ждут в основном болота и виды на разрушенную столицу России.
Что особенно приятно, игра по-прежнему выполняется в жанре «шутер с элементами хоррора». Страшные места всё-таки есть, атмосфера гнетущего ужаса или прочей бессмысленности подземного существования также никуда не делись. Даже расширение мира на это не повлияло.
Как играть в Metro: Last Light
Большая часть геймплея проходит в московской подземке. Артёму под руководством игрока предстоит исследовать на удивление многочисленные секретные туннели, находить в них не менее многочисленных монстров, разбираться с ними и делать всё, чтобы остановить гражданскую войну, которая вот-вот начнётся – в штабах некоторых группировок уже висят карты города с изображением зон влияния и стрелок наиболее оптимальных способов наступления.
Геймплей базируется на двух механиках – экшен и стелс. Первый активируется в первую очередь при борьбе с монстрами. Периодически Артёма закидывает в локации, где разнообразные, но неизменно кровожадные мутанты лезут волнами со всех сторон, и остаётся только отстреливаться. Стелс, напротив, активируется при встречах с людьми. Герою приходится пробираться через туннели, коридоры и кабинеты, в которых полно представителей противоборствующих фракций.
Стелс может показаться скучноватым – но он и не обязателен. Если есть в кармане пачка патронов, то можно превращать его в экшен и расправляться с противниками уже открыто. Благо игра не запрещает этого делать: ваша задача – пройти по скриптованным уровням от пункта А до пункта Б, а как именно это сделаете, уже не важно. Ключевых персонажей убить всё равно не получится, а всех остальных не очень-то и жалко.
Мир Metro: Last Light
«Метро» не был бы культовой серией, если бы не предлагал невероятно большой, проработанный и интересный мир. За два десятилетия, проведённые под землёй, люди уже привыкли к мрачным сводам тоннелей над головой. И пытаются хоть каким-то способом вернуть прежнюю жизнь.
В процессе прохождения Metro: Last Light игрок посетит множество локаций, которые демонстрируют выживающее общество. Вот на станции Театральной Артём попадает в тот самый Большой Театр, где дают представление с дрессированной Кикиморой. А вон на станции Новокузнецкая в затопленной «Венеции» он попадает в бордель. Добравшись до Красной Площади, можно спуститься в Мавзолей и посмотреть, что там стало с Лениным.
Атмосферность мира усиливается по мере прохождения. Ближе к концу игрок понимает многое об устройстве общества – и как оно влияет на отдельных людей. И всё это влияет на решение, которое Артём принимает в конце.
Как обычно, в Metro: Last Light есть две концовки – хорошая и плохая. И первой можно добиться только в том случае, если полностью принять правила общества, в котором приходится существовать, но при этом сохранять надежду на какое-то более светлое и приятное будущее – пусть не для персонажей, а хотя бы для их детей.