Penumbra: Overture
Одна из главных причин человеческих фобий – инстинктивный страх перед неизвестностью. Мы боимся темноты не потому, что в ней отсутствует свет. Просто мы не знаем, что может ждать во мраке.
Конечно, в большинстве случаев в темноте не бывает ничего опасного. Но наши инстинкты кричат об обратном, а богатая фантазия дорисовывает разные ужасы бытия. Наброшенный на стул пиджак кажется сгорбившимся карликом, листики диффенбахии на подоконнике – царапающим стекло Слендерменом, а выскочивший из-за угла зомби-пёс… А, стоп, зомби-пёс вполне настоящий!
Заброшенные шахты – не место для приятных прогулок
Тридцатилетний физик Филипп Лафреска однажды получает странное письмо от своего отца. Необычности добавляет и то, что этот родитель давно считался мёртвым. В письме отец «зовёт» Филиппа в Гренландию, рассказывая, что он обосновался именно здесь. Стремясь найти ответы и, возможно, получить немного алиментов, физик отправляется в холодный северный край.
Там он спускается в заброшенную шахту, о которой рассказывал отец в письме. Сразу после входа лестница, ведущая наверх, обламывается – и физику не остаётся ничего другого, как двигаться дальше по штольне. Со слабым фонарём, без оружия и какого-либо обмундирования.
Единственное спасение – это найденная рация. Через неё с Филиппом начинается общаться некто Рыжий. Судя по его словам, он провёл в шахте очень много времени и, похоже, несколько двинулся рассудком. Но вокруг – больше ни единой живой души, так что физику не остаётся ничего иного, крома как двигаться по подсказкам голоса из рации.
А потом выясняется, что шахта населена. Правда, отнюдь не людьми.
Чем пугает Penumbra: Overture
С точки зрения геймплея Penumbra: Overture представляет собой классический сурвайвал хоррор (симулятор выживания в мире кошмара). Главный герой не вооружён ничем, а противники – опасные. Кроме того, в шахте темно, постоянно раздаются какие-то жуткие шорохи и скрипы, а сюжет периодически подкидывает идею о том, что именно в этой штольне обосновалось некое тайное общество, занимающееся исследованием паранормальных явлений. Это дополнительно погружает в атмосферу безумия и ирреальности происходящего.
Страх, который оставляет после себя Penumbra: Overture, липкий и холодный. Начинаешь опасаться темноты и периодически заглядывать за угол, прежде чем повернуть. Несмотря на то, что игра не использует классических приёмов погружения в атмосферу безумия – вроде меняющихся локаций как в Layers of Fear или появляющихся привидений, занимающихся своими простыми делами – она всё равно создаёт атмосферу жути.
Дело в том, что сюжет подаётся нелинейно. Есть всего несколько источников – голос безумного Рыжего из рации, обрывки газет, валяющихся повсеместно, письма погибших при трагических обстоятельствах шахтёров. Приходится самостоятельно пытаться выстроить картину произошедшего и понять, что именно случилось, а также как к этому относится то самое тайное общество.
Нет, конечно, монстры здесь тоже есть. Их совсем немного – всего три разновидности:
- Собаки. Практически зомбированные псы, которые отличаются неприятным внешним видом, свидетельствующем о начале разложения – шерсть облезла, в которых местах отсутствует и кожа, но при этом глаза светятся. Убежать от собаки невозможно, но при этом можно её отвлечь куском мяса или попытаться тихо и незаметно обойти;
- Пауки. Из-за многочисленных мутаций эти членистоногие вымахали до гигантских размеров. Обойти паука невозможно, приходится сражаться. Можно попробовать посветить в глаза фонариком – это сделает членистоногому больно и неприятно;
- Червь. Встречается всего два раза за всю игру. Неуязвим, убить невозможно, поэтому остаётся только один вариант – бежать, сверкая пятками.
Таким образом, устроить фестиваль огнестрельного оружия, расправляясь с монстрами налево и направо, в Penumbra: Overture просто не получится. Придётся думать при каждой встрече с противником.
Как играть в Penumbra: Overture
Огнестрельного оружия в Penumbra: Overture попросту нет. Поэтому приходится орудовать различными подручными предметами – киркой, молотом, камнями и прочим шахтёрским мусором. Эффективность этого не слишком-то высокая – и в итоге главный герой чаще убегает от монстров или крадётся мимо них, а не сражается. Кроме того, в некоторых случаях противников можно запереть в клетках.
Второй важный элемент геймплея Penumbra: Overture – решение головоломок. Например, ближе к концу Филиппу потребуется соорудить взрывчатку из разных подручных предметов и ингредиентов, которые удалось найти поблизости. Разумеется, подсказки есть всегда. В приведённом примере на помощь придёт справочник химических веществ и их свойств, который довольно-таки удобно валяется рядом с завалом.