Prey
Существует несколько сценариев потенциального контакта человечества с инопланетянами. Любимый киношниками и разработчиками игр – это, конечно же, война. Пришельцы окажутся недружелюбными или люди, но одна раса обязательно уничтожит другую.
В некоторых случаях описывается мирное сосуществование. Расы делятся технологиями, расширяют возможности друг друга и вместе, держась за руки, отправляются в светлое будущее покорения далёких звёзд.
В Prey описывается третий вариант – эксплуатация. Вот только кого и кем – уже совершенно другой вопрос.
От космоса не стоит ждать ничего хорошего
2032 год. Несколько десятилетий назад президент Джон Кеннеди, выживший после покушения, начал активно спонсировать космические программы. Благодаря этому человечество вышло в далёкий космос достаточно быстро, начало осваивать близлежащие планеты и просто пытаться посмотреть на мир за пределами Солнечной системы.
Это привлекло расу тифонов – пришельцев, которые заинтересовали делами человечества и заглянули на Землю. США и СССР объединились и дали отпор жестоким пришельцам. А потом и вовсе космическую станцию построили, в которой начали исследовать пойманных инопланетян.
Через некоторое время эта космическая станция перешла сначала под контроль США, а затем – под управление частной компании TranStar. Она же и назвала площадку «Талос-1». Отжатые у инопланетян-тифонов технологии компания TranStar пытается использовать в личных целях – например, модифицировать физиологию землян таким образом, чтобы у людей появлялись новые интересные способности.
В какой-то момент сотрудник станции Морган Ю просыпается – и обнаруживает, что «Талос-1» практически уничтожена. По узким коридорам бродят жутковатые монстры, в коммуникаторе слышны голоса двух операторов по аварийным протоколам Декабрь и Январь, а тифоны, как водится, стремятся захватить и уничтожить Землю. Перед Морганом встаёт важная задача по спасению человечества – требуется каким-то образом остановить инопланетян.
Prey как ода трансгуманизму и решение парадокса корабля Тесея
Как уже было сказано выше, работа компании TranStar заключалась в том, чтобы брать технологии инопланетян-тифонов и с их помощью модифицировать человеческую технологию. Поэтому люди, которые воспользовались ими, приобретали совершенно особые возможности. Например, становились телепатами, могли менять свою форму (трансформироваться) и просто управлять потоками энергии.
Всё это можно делать и в Prey. Главный герой вправе накачаться нейромодами по самое «не хочу» и стать полноценным сверхчеловеком, которому даже Ницше бы позавидовал. Однако в этом случае вступает в силу «парадокс корабля Тесея».
«Парадокс корабля Тесея» – это главная проблема трансгуманизма. Итак, жил себе древнегреческий мореплаватель Тесей. В очередное путешествие он отправился на корабле. Но, как водится, судно постепенно начало приходить в негодность. Пришлось то доски заменить, то руль, то паруса. И когда он вернулся в родную Грецию, ни одна из деталей его галеры не была той же, что была установлена на нём в момент отправления. Вопрос – это тот же корабль или уже другой?
Точно так же и с трансгуманизмом. Какое количество модификаций требуется установить, чтобы окончательно потерять человеческую природу? Если герой станет телепатом, останется ли он человеком?
Prey – не первая игра, которая поднимает такие вопросы. До неё и Deus Ex был, и даже Bioshock на это поприще одной ногой заглядывал. Но именно в Prey «трансгуманизм» главного героя влияет на концовку и сюжет.
Как вообще играть в Prey
При этом сама Prey постепенно толкает игрока на использование нейромодов. Патронов здесь мало, оружия ещё меньше, ресурсов для крафта на уровнях валяется «кот наплакал», а вот нехватки противников однозначно не наблюдается. Так что приходится задействовать особые способности, а иначе – никак.
Противники тоже разнообразные. Вроде бы инопланетная раса – одна, а существа в ней очень и очень разные. Одни маскируются под предметы мебели и нападают исподтишка, другие создают своих астральных двойников и отвлекают внимание, третьи блокируют телекинетические способности главного героя, четвёртые просто невидимы… В общем, заскучать точно не придётся.
Но Prey – это не чистый шутер. То и дело начинаются странные головоломки с попытками запустить реактор или найти крошечный вентиляционный люк. Мир – закрытый, но нелинейный, так что после приобретения очередного сайд-квеста становятся доступны дополнительные отсеки станции или ранее запертые комнаты.
О нелинейности говорит, например, гипсовая пушка. С её помощью можно не только врагов обездвиживать, но и дыры в трубопроводах затыкать или лестницы строить, чтобы забраться в труднодоступные места.