SOMA

Понимание устройства сознания вкупе со смирением, что вера в уникальность своего «я» – лишь фикция. Вот такую необычную и мудрую игру предложили общественности шведские разработчики Frictional Games, получившую название «SOMA». Своей целью они выбрали проверку, как методы традиционных «страшилок» приживутся в научно-фантастическом сеттинге. Да, тут нет привычных зомби и героев с бластерами-автоматами. Но есть другое, не менее таинственное и захватывающее.

Сюжетная линия «SOMA»

Пролог в игре самый простой – герой просыпается в современной квартире, в привычной обстановке. Канадский парень Саймон Джаррет – самый обыкновенный, работает в книжном магазине. Отличает его только черепно-мозговая травма, полученная в аварии, и в этот день пациенту нужно попасть на процедуру сканирования мозга. Привычно – на метро – добирается он до больницы и… На этом пролог заканчивается, начинается сама игра. Через миг после начала сканирования герой понимает, что находится в безлюдной лаборатории, расположенной на дне океана. Шутки ли это подсознания или они просто забыл нечто важное? Вот на этом сюжете и построена игра.

Особенности игры

Фактически здесь, в «SOMA», идет полное погружение игрока в необычную атмосферу, которая толкает поразмыслить вместе с Саймоном: а что будет, если люди окажутся на грани уничтожения? А может, стоит отсканировать мозг и запихнуть его в робота? А удастся ли тогда сохранить личность? А если после сканирования наложить на себя руки, то будет ли существование личности непрерывным?

Проще говоря, вся игра – это необычный эксперимент в духе философии сознания, который начинается с темы «допустим, что…» Все эти допущения и проходит главный герой, а вместе с ним – и игрок, принимает решения, делает выбор. Надеется, что сделал его правильно, ведь от этого зависит результат необычного такого путешествия. Но – увы или нет? – концовка в игре одна, и все решения на развитие сюжета не влияют. В общем, всё идет, как должно, и наши желания здесь побоку. Ну, почти. Зато – как в жизни.

Авторы сделали еще один необычный ход – убрали нагнетание страха. Ведь все игры из серии хоррор на это заточены, и на том держатся. А тут вот как раз и нет. Хотя! Монстры в игре присутствуют, куда же без них. Но и чудовища здесь тоже очень необычные.

Задачи и загадки для Саймона

И интерфейс, и отсутствие оружия вместе с картами, и беззащитность героя перед врагами создают сильнейшую хоррор-атмосферу. Атаковать нечем, защищаться – тоже. Да только и враги тут нестандартные, это жуткие сплавы железа и органики, их даже и не рассмотришь в полутемных коридорах. Во-первых, их появление провоцирует помутнение зрения у Саймона, во-вторых, уловить получается только контуры. Так что воевать с такими точно бессмысленно.

Задача героя – бродить по этой самой лаборатории, переключать тумблера, исследовать и разбираться. А монстры… Они все разные, одни боятся громких звуков, другие – не любят, когда на них смотрят, третьи опасаются света. Саймон фактически должен нащупать их болевые точки и больше избегать, чем бороться. Чтобы не мешали исследовать и запускать. Кстати, карты тут нет, так что куда двигаться, тоже надо разбираться методом тыка.

Возникает вопрос: а зачем там вообще эти существа нужны? Если цель действий – разобраться в глубинах подсознания и океана заодно. Или наоборот? А как раз и затем, чтобы донести до игрока мысль: монстры не могут напугать, если их человек не боится. С намеком: даже умерев, мы ничего не потеряем. Как-то так.

Характерные особенности игры «SOMA»

Авторы проставили встречи с монстрами редкими, но игрок постоянно находится, что называется «на стреме». Таинственные шорохи, крики, скрежет – все это заставляет держать ушки на макушке. Вот и еще одна нестандартная фишка игры – держать в напряжении не картинками, а аудиофоном.

Но при этом Саймон находит записи, подсказки, фотографии, которые помогают ему разобраться в таинственных событиях. Поэтому большая ставка сделана на дизайн, игроки отмечают, что и коридоры лаборатории, и виды океана просто поражают. Даже декор комнат разный, вроде бы мелочь, но необычно. Цель этих плутаний? Конечно, найти выход. Но не только из лаборатории. А из тупиков своей жизни тоже.

Плюсы и минусы

Нестандартный геймплей и оригинальный сюжет можно отнести, как к плюсам, так и к минусам, поскольку большинство игроков ожидали иного. И такие пребывают в недоумении: чего ж, собственно, там вообще бродили? Но для людей, склонных к логике и философствованию, «SOMA» – самое то. Кстати, авторы отмечают, что игра создавалась не для побед героя, и вообще, мол, здесь результат – вовсе не главное. А вот, если удалось открыть в себе что-то новое, изменить отношение к жизни и смерти – тогда цель как бы и достигнута.

Из положительного в игре – интересная научно-фантастическая история, суперская звуковая обработка, воссоздание жуткой атмосферы, оригинальнейшие монстры и очень-очень смелая тема. Само собой, экспериментальная подача в попытке создания интеллектуального хоррора – вообще вне конкуренции.

Из отрицательного – не хватает динамики событий. Саймон постоянно куда-то бежит, что-то ищет, уворачивается от монстров, но это все-таки игра, а не симулятор ходьбы. Еще критики отмечают недостаточно смелый финал, но это уже вопрос спорный. Так что пробовать поиграть в «SOMA» любителям «покрошить» монстров точно не стоит. Здесь нужно думать. Размышлять. Взвешивать. И не только о том, где искать выход герою, но и о бренности сущего.

Обсуждение игры SOMA

Текст комментария:
Количество символов: 0
Максимальное количество символов в тексте комментария — 1,000. Все комментарии модерируются перед публикацией.
Отправить комментарий