When the Darkness comes
Наверное, изначально стоит отметить, что When the Darkness Comes – это не игра. Даже сам разработчик – кстати, один-единственный человек – отмечает это в названии самого проекта. Он говорит, что When the Darkness Comes – это Experience.
Слово «experience» можно перевести с английского языка по-разному. Для кого-то это «опыт», получаемый самыми разными способами. User Experience в операционных системах – это те ощущения, которые испытывает человек, когда ищет нужную кнопку на экране: расположена она в интуитивном месте или же её приходится отыскивать с мануалами. Ещё «экспириенс» – это опыт персонажей в играх, который можно потратить на улучшение навыков и повышение уровня. И наконец, experience – это «познание». Тот момент, когда мы понимаем что-то новое или принимаем уже известное на себя.
When the Darkness Comes – это не игра. Это экспириенс.
Игра окончена! Вы победили!
When the Darkness Comes начинается с того, что на экране появляется огромная надпись на английском языке «Добро пожаловать! Игра окончена! Вы победили! Нажмите Alt+F4 для выхода». Неуверенный мужской голос из динамиков вторит этим словам. Он рассказывает о том, что – всё. В игре больше ничего нет, он ничего не делал, так что можете смело выходить и отправляться заниматься своими делами.
В какой-то момент можно даже поверить этим словам. Вокруг – пустая чёрная комната, только надпись на стене и камеры красными огоньками мигают.
Хотя – нет. Игра начинается раньше, ещё до нажатия кнопки Start the Experience. На загрузочном экране висит надпись «Этот экспириенс не для всех. Если вы страдаете от депрессии и тревожности, серьёзно, не играйте и уходите прямо сейчас». И к этим словам стоит прислушаться.
Потому что When the Darkness Comes – это действительно игра не для всех. Это мрачная история, которая рассказывает тебя. Она забирается в твоё подсознание, выколупывает оттуда самые потаённые страхи, выворачивает их на изнанку и подаёт на блюдечке. Вот, смотри, какие замечательные.
Поэтому лучшее, что можно сделать с When the Darkness Comes – послушаться предупреждения. Подчиниться разработчику и нажать Alt+F4. А затем – отправиться по своим делам, выпить чаю немного, позвонить другу или любимому человеку, выйти на улицу и вдохнуть немного свежего воздуха, морозного или по-июльски жаркого.
When the Darkness Comes – игра, которая играет в тебя
Геймплея у When the Darkness Comes как такового нет. Это просто симулятор ходьбы – идёшь себе, раз в никогда нажимаешь на кнопки и просто любуешься окружением или слушаешь, что тебе говорят. Собственно, это аудиовизуальный опыт – тебе и нужно только лишь смотреть на мир, который услужливо подсовывают.
Это очень мрачный аудиовизуальный опыт. Начинается он легко и хорошо – неуверенный голос разработчика, который якобы помогает открыть двери, радует юмором и несерьёзностью. Но чем дальше – тем страшнее. Оборачиваешься – и видишь крупную надпись «Оставь меня одного». Бродишь по уровню – и видишь надписи в духе «Мы слышим тебя». Находишь якобы кнопку выхода – и слышишь голос разработчика «Ха! Это так мило! Ты пытаешься выбраться из мира, который создал я! Это забавно».
Немного перенервничав, нажимаешь всё те же Alt+F4, и… шутки кончаются, на экране появляется надпись No Escape, а экспириенс продолжается. И в этот момент становится реально страшно. И ещё постоянно тикающие часы действуют на нервы.
О чём вообще When the Darkness Comes
Согласно описанию в Steam, When the Darkness Comes – это симулятор ходьбы, который рассказывает мрачные и глючные сказки, призванные продемонстрировать ощущения депрессии и тревожного расстройства через воображаемые цифровые ландшафты. Собственно, этого предложения более чем достаточно, чтобы понять, о чём вообще эта игра.
Игровой процесс – это длинное путешествие через странные цифровые ландшафты. В этом When the Darkness Comes немного напоминает ещё одну историю, которая являет собой путешествие через локации: The Stanley Parable, конечно.
Первое прохождение длится всего около часа и оставляет после себя горьковатое послевкусие, а также крупную надпись «Ищи глубже». Это может означать только одно. Игру нужно пройти ещё раз. Вообще она рассчитана на три «прогона», причём в каждом из них события и решения, произошедшие ранее, будут влиять на сюжет.
Несмотря на мрачное окружение и холодный сеттинг, посыл у игры довольно-таки утверждающий. Осталось только лишь до него добраться. В процессе геймплея требуется следовать за светом и пытаться не поддаваться депрессии, окружающей со всех сторон. Игра будет пытаться сломать геймера, заставить его подчиниться своей воле, и в итоге ты уже не проходишь When the Darkness Comes, а борешься с ней…
Или – сдаёшься.
Или – запускаешь диспетчер задач, выходишь и пытаешься жить так, будто бы ничего не было.